Версия для слабовидящих Обращение граждан
Герб

Сельское поселение
Тузлукушевский сельсовет
муниципального района Чекмагушевский район
Республики Башкортостан

Районный фестиваль “Театральная весна ~2020”

16 марта дан старт районному фестивалю “Театральная весна – 2020”, посвященному 75 годовщины Великой Победы и 90 летию образования Чекмагушевского района. Драматический коллектив СП Тузлукушевский сельсовет представил на суд зрителей и жюри спектакль по пьесе А. Гилязева “Рана”.

     Аяз Гилязов (1928–2002) – писатель, внёсший неоценимый вклад в татарское литературное наследие. Первые шаги на писательском поприще он сделал в годы, когда сталкивались порой самые противоречивые представления. И даже в таком водовороте мнений Аяз Гилязов сумел выработать свою позицию, сформировать свою точку зрения, так как искренне верил в то, что путь, избранный им, единственно правильный. Воистину, какое его произведение ни возьми – «Три аршина земли», «В пятницу, вечером…», «Весенние караваны», «Сказание о любви и ненависти», «За околицами луга зелёные», «Рана» или «Давайте помолимся!» – это настоящие шедевры, вышедшие из-под пера настоящего мастера, который искренне был озабочен судьбой своего народа и своей страны. Его публицистические заметки, философские мысли, изложенные в дневниках и письмах, не потеряют своего значения и в будущем.

            Исключительно важна воспитательная составляющая произведений Аяза Гилязова. Это сочинения, которые являются духовным богатством татарского народа, отражают самые тонкие национальные черты и важнейшие явления нашей эпохи. Они доносят и до современного читателя, и до будущих поколений особенности жизни человека середины ХХ века.

    М.Гилязов переделал повесть известного татарского писателя А.Гилязова «Яра» (Рана) под сценическое произведение-драму. В произведении описывается жестокое военное время, принесшее нашему народу много бедствий и лишений. Ведь война, не столько калечит человека, как наносит не заживающие душевные раны. Здесь описывается несчастная, горькая судьба отцов и матерей, потерявших сыновей, молодых девушек, которые никогда больше не увидят своих любимых парней и женихов, вдов, обездоленных сирот, старцев, переживших свой век. Для родителей, без вести пропавшего солдата остается лишь одно утешение – это надежда, что их родной сыночек жив и вскоре вернется. В итоге, солдат, искалеченный и изуродованный до неузнаваемости, больше походивший на привидение, чем на человека, но все же, оставшийся в живых возвращается к родному очагу, а родители не узнают в нем сына. В этом и заключается величайшая трагедия всего народа.

         Ожидания, связанные с новым спектаклем, были двойственными и противоречивыми. С одной стороны, Аяз Гилязов – один из самых маститых и популярных татарских писателей, чье имя на афише само по себе вызывает повышенный интерес. С другой стороны, приходится учитывать, что признанный мастер соцреализма, безусловно, принадлежит уже другой эпохе, с другими реалиями и системой ценностей.

         Практически всё действие разворачивается во дворе Сулеймана (Данил Давлетов) и Зулейхи (Гульфия Потапова), потерявших на войне единственного сына. Такое пространственное решение само по себе выводит стариков на первый план, придает их образам масштаб и символический обобщающий смысл. Удивительно тонко, с большой убеждающей силой играют Данил Давлетов и Гульфия Потапова. Их такое ощутимое, реальное человеческое горе выступает ярким контрастом нашему сытому времени с его мелкими неурядицами и прагматичными заботами.

     Не менее впечатляюще выглядит Марсель Мухтаров в роли Шакура. Ушедший на войну высоким, красивым, статным парнем, пройдя немецкий плен и советский концлагерь, его герой вернулся в родную деревню изможденным, больным стариком, которого не узнала даже родная мать. Марсель Мухтаров играет поразительно точно, он даже внешне неузнаваем – седой, сутулый, жалкий. Но больше, чем физическая немощь, поражает его душевный надлом, весь облик человека, лишенного внутренней опоры, обреченного на гибель. Именно этот трагический образ придает всему спектаклю эпичность, исторический масштаб.

     Что же касается основной сюжетной фабулы, она как была мелодрамой, так ею и осталась. Красавица Зайтуна (Розалия Гафарова) ждала с войны своего суженого Габдуллу (Ильвир Ахъяров), не дождалась и вышла за Каримжана (Радик Гафаров). Вошла в большую дружную семью зажиточного крестьянина Мухаметзяна, родила мальчика. Но тут вернулся израненный, покалеченный, изуродованный до неузнаваемости Габдулла, и Зайтуна вместе с ребенком уходит к нему, с одобрения мужа и всей его многочисленной родни. Схематизм этой ситуации не в том, что так не бывает или бывает очень редко, а в том, что подана она упрощенно. История, безусловно, романтичная и трогательная, но “за кадром” остались подлинные чувства и переживания героев.

     Очень интересная роль у Фанила Маннанова. Хозяйственный, прагматичный Мухаметзян, живущий в своем собственном семейном мирке по дедовским мусульманским обычаям, в повести как бы противопоставляется поэтической натуре Сулеймана и несет в себе негативный оттенок. В спектакле этого не ощущается. Напротив, в образе Мухаметзяна сконцентрирована жизнестойкость народа, его деятельное начало и верность традициям. Трудности и лишения и его не обошли стороной: на фронт забрали четверых его детей. И всю войну старый отец и мать Сафура (Резеда Камалова) пять раз в день молились об их возвращении, не пропустив ни одного намаза (это в сталинские-то времена!). И то, что все его сыновья и зятья вернулись живыми из огненной мясорубки, кажется не случайным: их берегла огромная родительская любовь.

     А также с особым волнением зритель наблюдал как превосходно сыграли свои роли: Джамал – Гульнафис Мустафина  и роль Гайши – Алина Салихова.

     Зрители, как всегда, тепло и в то же время со слезами на глазах, приняли выступления творческого коллектива и аплодировали стоя. Артисты из народа показали свое исполнительское мастерство, и имели большой успех. Новая постановка подтвердила: в татарской культуре есть плодотворные традиции, достойные того, чтобы их продолжать и развивать.

Специалист Маннанова Р.Д.